Воскресенье, 05-Май-2024, 4:33:08
SITE
LOGO
Главная страница Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Начало » 2010 » Январь » 27 » Правила вязки. Тайны Памирских джурабов
Правила вязки. Тайны Памирских джурабов

Памирские джурабы – одна из визитных карточек нашей страны. Но про древнюю историю искусства их вязки и значение замысловатого орнамента никто толком ничего не знает. Мы узнали!

Памирские джурабы известны далеко за пределами Бадахшана и даже Таджикистана. Ничего подобного больше не встретишь ни в одной стране мира. Исключение составляют только некоторые районы Афганистана, которые, в принципе, до 1895 года были одним целым, пока по обоюдной договоренности Англия и Россия не разделили Бадахшан.

Главная отличительная черта памирских джурабов – это красочная вязка с множеством символов. Их орнамент сумел сохранить в себе символику древних ариев: крест, солнце и даже свастику, которая называлась на Памире «гандунаи хуршед». Это после фашизма к свастике стали испытывать неприязненные чувства, а в прежние времена этот символ широко использовался многими народами индо-европейской ветви, в том числе и памирскими мастерицами. Арийская свастика означала скрещение четырех первоэлементов природы - огня, воздуха, воды и земли.

Во время Великой Отечественной войны свастику из орнамента памирских джурабов изъяли. Административные и даже правоохранительные органы Советского Таджикистана тщательно следили за тем, чтобы памирские женщины по привычке не воспроизвели символ фашизма на своих изделиях. Тем более что сотни, даже тысячи пар памирских джурабов отправляли на фронт для советских воинов. От лютого холода и обморожения памирские джурабы спасли ноги многих солдат.

Кроме арийских символов, памирские мастерицы использовали и собственные наблюдения. Например, говорят, что женщины долго рассматривали огромные и выразительные глаза своих коров, а потом их очертания вывязывались на джурабах. Во время приготовления пищи смотрели на огонь в печке и вот вам новый рисунок – язык пламени. Вода в реке давала свои символы, животные, насекомые - свои. Вот только несколько названий этих рисунков: «аловак» – огонек, «каждумак» – скорпион, «сифцак» на шугнанском диалекте означает – глазки, «пари товус» – павлиньи перья, «чахак» – курочка. 

Изначально спицы для вязки джурабов изготавливались из ветвей ивы, ракиты, вербы, ветлы, из древесины каменистых кустарников, которые растут на Памире. Джурабы вяжут из бараньей и козлиной шерсти, обработанной специальным способом. Тайну способа обработки шерсти, изготовления пряжи и ее окрашивания потомственные вязальщицы хранят свято и передают только своим дочерям и внучкам. Известно только то, что за скотиной, которая дает шерсть для вязки джурабов, памирцы ухаживают особенно: часто купают, кормят отборной едой, постоянно держат шерсть в полном порядке. Только тогда пряжа получится долговечной, прочной, мягкой и шелковистой.

Цвета для рисунков настоящих джурабов - это черный, красный, зеленый, желтый и фиолетовый. С древних времен именно эти цвета памирцы получали в результате натурального окрашивания. Краски готовили из растительной хны, коры орешника и других растений Памира.

Вяжут джурабы одним крючком, техника вязания довольно быстрая. Петля должна быть длинной и слабой, но основное полотно получается всё равно плотным. Носятся они долго, не протираются и отлично согревают ноги. Для Памира это очень важно, ведь холодный период здесь очень долгий и даже летом по утрам и вечерам прохладно.

В столичных магазинах джурабы продают как сувениры. Но магазинным джурабам очень далеко до памирских. На Памире самыми красивыми из них считаются те, которые вяжут жительницы долины реки Бартанг. Их узоры никогда не повторяются. В них удивительно гармоничное переплетение цветов и орнаментов. Многие рисунки имеют тысячелетнюю историю.

- Я училась в восьмом классе, когда бабушка – Давлатбегим, потомственная пряха, красильщица и вязальщица, стала учить меня искусству вязания памирских джурабов, – говорит моя собеседница Гулбахор Мамадрахимова, жительница Памира, - Зимние ночи у нас очень длинные. Из-за перебоев со светом люди стали пользоваться лучинами, как это было в старину. Так что зима на Памире – время мастериц. Под народные песни, рассказы предания в холодные месяцы здесь вяжется огромное количество джурабов, и древние традиции становятся теплой и яркой действительностью!

Просмотров: 3893 | Добавил: fara | Рейтинг: 4.8 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Форма входа

Календарь новостей
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск по новостям

Друзья сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 95

Статистика

 
Copyright MyCorp © 2006